Пятница, 19.04.2024
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Зарисовки [149]
История района [199]
Война [141]
Революция [16]
Промыслы [25]
Воспоминания [53]
Официальные документы [22]
Промышленность [35]
Сельское хозяйство [71]
Другие предприятия [78]
Муниципальное управление [47]
Культура и спорт [98]
Охрана порядка [18]
Природа [28]
Образование [91]
Здравоохранение и социальная защита [39]
Персоналии [756]
Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г. [124]
Литературная страничка [53]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История района

БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ В СЕЛЕ ГЛЕБОВО
Как возникло село, неизвестно. В Кашинской переписной книге 1677 года можно найти такую запись: «За окольничим за Петром Ивановичем Матюшкиным село Глебово». Упоминание Глебово как села, говорит о том, что здесь уже стоял храм. В том же документе указывается, что оно состоит из двух дворов с семью мужскими душами населения: «Всего за окольничим за Петром Ивановичем Матюшкиным в вотчине два двора крестьянских людей в них семь человек». Записаны имена и фамилии мужчин: «…староста Пронка Семенов с сыном Васскою а Васска трех лет. Во дворе крестьянин Артюшка Андреев з братом с Орфейком, Орфейко десяти лет, у Артюшки дети Петрушка осми лет Якушка пяти лет».
В Кашинской переписной книге за 1678 год указано: «За стряпчим за Петром Федоровым сыном Плещеева в вотчине в селе Глебове да в деревне Юрине крестьян восемь дворов людей сорок человек три двора бобылских людей в них шесть человек». Далее в этом же документе следует такая запись: «За стольником за Михайлом Дементьевым сыном Кавтырева в вотчине в селе Глебове крестьян…»
По исповедальной росписи 1739 года в приходе числилось 28 дворов с 335 душами обоего пола, а о церкви сказано: «Свящ. место праздно; в приходе 28 дв. [дворов], 335 душ об. пола. В 1751 и 1755 г.г. – Иоанн Иаковлев. В 1766 г. – свящ. Петр Иванов». Согласно клировой ведомости 1796 года в Глебове числится 73 двора с 308 мужскими и 319 женскими душами. В селе отмечается деревянная церковь, построенная в 1703 году: «Церковь Богоявленская, деревянная, построена 1703 года. Священник Арсений Иванов, 62 л. [лет], в школе не был, посвящен в 1767 году. Церковной земли 36 десятин. В приходе 7 деревень, 73 двора; душ м.п. 308, ж.п. 319».
Первые сведения о причте и прихожанах церкви относятся к 30-годам XVIII века. Из дела Тверской консистории следует, что 22 августа 1737 года прихожане Глебовской Богоявленской церкви «били челом» императрице Анне Иоанновне в челобитной говорилось, что в их селе священник церкви Иван Васильев умер 7 марта 1737 года, а священника всё это время нет «и церковь Божия стоит без пения и в приходских мирских требах немалые нужды» и предлагали сделать священником дьячка этой церкви Якова Андреева. В прошении отмечалось, что приход церкви состоял из двух дворов помещичьих и 50 дворов крестьянских. Из описи церкви за 1755 год видно, что священником в ней значится Иван Яковлев. Дьячком в церкви продолжал служить Яков Андреев, а пономарём Степан Яковлев. Священник Иван Яковлев скончался в июле 1756 года. При церкви прихожан было 52 двора. В этом же деле имеется прошение епископу тверскому Вениамину от прихожан-помещиков этой церкви, сообщавших, что после умершего священника осталась семья в 14 человек детей и внучат, а потому они просили о производстве в священники сына умершего Ивана Яковлева Петра Иванова, которому исполнилось 27 лет. Действительно, 24 апреля 1757 года указанный Пётр Иванов получил ставленную грамоту на священническое место в Глебовской церкви. Однако через некоторое время в Тверскую консисторию стали поступать жалобы на пьянство и недостойное поведение священника. Консистория решила, чтобы Иванов «впредь таковых же народу соблазнов не чинил», отобрать у него ставленную грамоту и послать в монастырь в тяжкую работу на год», а затем на год определить к какой-либо церкви дьячком. «И ежели он, Пётр, будучи в монастыре и при церкви дьячком, окажет житие честное и священному чину незазорное», то разрешить ему священнослужение и определить к другой церкви. Священник был послан на исправление в Дмитровский монастырь города Кашина, а в 1767 года был на полгода направлен на служение священником в церковь села Квашонки (л. 56) В том же 1767 году сельские старосты помещиков в прошении епископу писали о том, что так как священник Пётр Иванов, 35 лет возрасту, по указу Синода отрешён от церкви, то они просили поставить на его место дьякона из церкви села Белгородка Арсения Иванова – «человека доброго». В это время приход церкви села Глебово составлял 65 дворов. Из документов начала XVIII видно, что Арсений Иванов, «не бывший в школах», был поставлен священником этой церкви и оставался им до своей смерти в возрасте 72-х лет 10 августа 1805 года, т.е. являлся священником на протяжении 37 лет (!) в селе Глебово. В деле сохранилась подлинная «ставленная грамота» данная ему 1 февраля 1767 года из консистории. В октябре 1805 года в консисторию поступило прошение прихожан церкви села Глебово, которые на место умершего священника хотели дьякона церкви села Яринского Калязинского уезда Петра Фотиева, получившего «одобрение» прихожан церкви. В нём указывалось, что в 1804 г. при церкви было 79 приходских дворов, в которых жили 333 души мужского пола. Однако Пётр Фотиев не был утверждён епископом священником церкви – «за родство с пономарём этой церкви Парфением Васильевым». В марте 1806 года прихожане церкви села Глебово вновь направили прошение, в котором просили произвести в священники уже диакона церкви села Каюрово Корчевского уезда Василия Семёнова. Новый кандидат в священники родом был из села Талдома – сын местного пономаря Семёна Иванова, который в это время уже служил таковым в погосте Троицком, что в Березниках. Новому кандидату было 28 лет, с 13 до 25 лет он учился, т. е. с 1791 по 1803 гг., в Тверской семинарии. В дьячки он был произведен в июне 1805 года. Прошение было удовлетворено. За время служения священником Василия Семёнова сохранилось два описания церкви села Глебово за 1820 и 1830 годы. Отмечалось, что церковь Богоявления Господня и её колокольня оставались деревянными, приделов в ней не появилось. Причт состоял из трёх служителей. Священником все эти годы оставался Василий Симеонов Троицкий (добавлена фамилия в последней описи). Дьячком был Парфений Васильев, а стал Пётр Леонтьев Тверецкий, который учился в Кашинском уездном училище, но был исключён из низшего отделения его и определён на это место в 1825 году. Пономарём вместо Симеона Матвеева с 1830 года стал Василий Стефанов Троицкий, после его исключения из Бежецкого уездного училища. 26 июля 1835 года архиепископу Григорий подаёт прошение окончивший богословский курс тверской семинарии Илья Андреев Новосёлов, в котором он писал, что узнал от прихожан села Глебово Калязинского уезда, что по нежеланию ими священником в своей церкви Василия Семёнова, место священника будет праздно, которое он бы и хотел занять. В это время дьячком церкви был Пётр Леонтьев, пономарём Семён Васильев. Место священника было праздно, так как бывший Василий Семёнов «за разныя его притязательности прихожанам» был отрешён епархиальным начальством вовсе от глебовского прихода «и унижен на год в причетническую должность». Новоселову же в это время было 24 года и он лишь вышел из семинарии. 26 июля архиепископ Григорий даёт Новосёлову «вид» на надлежащее производство его на просимое место с дозволением ему вступить в брак «с беспрепятственным женским лицом духовного звания». 22 сентября 1835 года Илья Новосёлов был венчан с девицей Натальей дочерью диакона. После чего кандидат в священники был отправлен в Москву, где епископ Дионисий сначала рукоположил его в дьяконы, а во священники он был рукоположен Исидором, епископом Дмитровским, 20 октября 1835 года. Из последующего рапорта Новосёлова видно, что 17 ноября 1835 года он начал служение в Глебовском храме. В 1848 году прихожане Глебовской церкви выступили с просьбой о разрешении им начать сбор средств и строительство вместо старой деревянной церкви новой кирпичной. В августе 1851 года священником в церкви села Глебово был определен Иоанн Косьмин (Иван Кузьмин) Казанский, уже в сентябре этого же года подавший в консисторию прошение о сдаче им только что полученного места по старости (ему было 52 года). Священник просил разрешения сдать ему своё место в Глебовской церкви кому-либо из студентов, который взял бы в замужество его дочь. Консистория разрешила священнику Ивану Казанскому сдать место в церкви села Глебово студенту, который возьмёт его дочь в жёны. В октябре этого же года священник сообщал, что он уволен от места этого, а на это место желает поступить кончивший семинарию студент Илья Белгородский, которого желают и прихожане села Глебово, о чём и писал Белгородский в консисторию. Очень интересно, что в деле о его назначении в Глебовскую церковь имеется «Одобрение» этому новому кандидату в священники помещицы Ольги Михайловны Салтыковой. 11 ноября 1851 года Илья Белгородский был повенчан с дочерью отца Иоанна, а 26 ноября рукоположен во священника, получив назначение в церковь села Глебова. Можно предполагать, что он прослужил в этой церкви лет 13-14. Примерно в 1865 году священником этой церкви стал Михаил Белгородский, который в 1884 году в своём прошении архиепископу Тверскму упоминает о том, что он прослужил священником этой церкви в течение 18-19 лет.
С точки зрения «путей сообщения» село Глебово расположено не очень выгодно – в стороне от трактов, между Дмитровским и Угличско-Московским трактами, более чем в сорока верстах от уездного Калязина. Древний Угличский тракт (Троицкая дорога) проходит в нескольких верстах от села, их разделяют лес, болота; а Кашинско-Дмитровский тракт находится еще дальше.
В первой половине XIX века село приобретается Ольгой Михайловной Салтыковой – матерью известного писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тогда в Глебово было 42 двора с 350 жителями. Крестьяне выполняли смешанную повинность – отрабатывали барщину и платили оброк. Село Глебово относилось к ермолинской части салтыковских владений. Покупка этой части владений зафиксирована в «Месяцеслове» следующим образом: «1836-го года <…> сентября 18-го числа Ольга и Евграф Салтыковы были у корнета Петра Александровича Нащокина и начали у него торговать калязинскую вотчину сельцо Ермолино с деревнями, 706 ревизских душ, которое он и брат его полковник, флигель-адъютант и кавалер Павел Александрович Нащокин и продали Ольге Михайловне Салтыковой за 300 000 ассигнациями, из числа коих переведено опекунского совета в долги 170 000, а остальная наличная сумма 130 000 ассигнациями заплачена покупателем г-м Нащокиным … получена купчая крепость, совершенная во 2-м департаменте Московской палаты гражданского суда октября в 23-е число Ольгою Михайловною Салтыковою, которая с сею купчею и отправилась из Москвы в село Спасское на наемных лошадях октября 24-го дня…»
О селе Глебово говорилось в письме Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина из Вятки 1 мая 1850 года. Он выражал желание получить село по наследству. И Ольга Михайловна известила тогда еще своего «любимчика» об устройстве для него усадьбы близ Ермолина, но все же судьба ермолинских владений сложилась иначе, потому что Михаил Евграфович поступил «не по вкусу маменьки», не воспринял ее намерения «относительно девицы Стромиловой», богатой невесты, дочери калязинского помещика. И в 1861 году Глебово было подарено брату Михаила – Илье Евграфовичу Салтыкову – самому младшему и самому любимому сыну Ольги Михайловны. Но несмотря на то, что Илья Евграфович был оделен самым лучшим ермолинским «куском», жил не в Ермолине, а в «сельце Цедилове, близ Калязина».
На средства Ольги Михайловны Салтыковой в селе была построена ныне существующая церковь. В межевом описании за 1855 год записано, что церковь в селе еще деревянная, а вновь выстроится каменная.
В прошении священника Михаила Белгородского к Тверскому архиепископу в 1884 году говорится, что новая каменная церковь построена и освящена в 1856 году с каменною же колокольнею. Старая деревянная была разобрана в 1860 году. Причта при церкви полагалось теперь по штату лишь настоятель и псаломщик. Приходских дворов было 205, В которых 695 мужских и 876 женских душ. Из описи церкви, составленной в том же 1884 году, следует, что фактически строительство трёхпрестольного храма продолжалось с начала 50-х годов по 1876 год. Первым был освящен придел правой стороны церкви, затем в 1856 году – придел левой стороны, и лишь в 1873 году настоящая церковь, а колокольня закончена в 1876 году. Архивные материалы о данной церкви, ее приходе и причте за конец XIX и начало XX вв. не найдены. В музее, созданном при храме Архангела Михаила города Талдома имеются некоторые древние документы о глебовском храме.
Расписной потолок зимней церкви перекрыт без единой колонны. Колокольня и летний храм, примыкающие к зимнему, высотой более 25 метров. Стоящий на возвышении белоснежный храм виден издалека и радует душу величавой простотой.
В 1861 году Александр II проводит реформу по освобождению крестьян. Крестьянская реформа носила хищнический характер. Лучшие земли оставались у помещика. Крестьяне села Глебово на сходе отказались подписать уставную грамоту, заявив, что земли не стоят платежа, что круговой поруки общества они не желают, что общая часть земли есть собственность, купленная их дедами.
Интересно проследить поведение Ольги Михайловны во время подготовки и проведения реформы 1861 года, отменившей крепостное право.
Из ее письма к Д.Е. и М.Е. Салтыковым от 8 марта 1858 года из Калязина видно, что, напуганная известием о предполагающейся отмене крепостного права, она специально приехала в уездный город для консультации с хозяйничавшими в уезде Шубинскими по поводу переселения части крестьянских дворов и отрезки удобной земли у крестьян.
Как ярая крепостница выступала она со своими требованиями в период подготовки Тверским комитетом проекта положения об улучшении быта помещичьих крестьян. Ее подпись стоит под заявлением группы калязинских душевладельцев, которые отвергали проект либеральной части комитета и требовали сохранить при освобождении крестьян всю землю в собственности помещиков. Салтыкова подписала и другое заявление крепостников, направленное против члена комитета от калязинских помещиков М.В.Неронова, который примкнул к мнению либерального большинства комитета, возглавляемого губернским предводителем дворянства А.Н.Унковским.
«Крестьянское дело в Тверской губернии, - писал Михаил Евграфович – идет довольно плохо… Крестьяне не хотят и слышать о барщине смешанной повинности, а помещики вместо того, чтобы уступить духу времени, только и вопиют о том, чтобы барщина выполнялась с помощью штыков».
Записи о крушении крепостного права 19 февраля 1861 года Слабым отголоском легли на последние страницы «Месяцесловов». 20 апреля 1862 года записи в календарях сделаны небрежно, вразброс, без обычного для них точного протокола: «… введены Уставные грамоты по Ермолину, Станкам, Жизнееву, Ширятину и Сенину, также Бибикову и Курилову. Всего три грамоты изданы крестьянам мировыми <…> 1862 года апреля 1-е введена Уставная грамота по Глебову и Полутьеву и сдана крестьянам, утверждена мировыми…»
Сведения о салтыковских владениях содержатся в «Месяцесловах» на 1862 и 1863 гг. В этих календарях есть пометки об отдачи отрезков на покосы крестьянам с определенными условиями: с отработкой в пользу господ и за деньги. В список среди прочих населенных пунктов попало село Глебово, Полутьево, Юрино, а также другие многочисленные пустоши и местечки, которые были подарены Ольгой Михайловной только Илье Евграфовичу – своему младшему сыну.
В описании 1888 года о селе Глебово сказано: «…на двух пригорках, на речке Шеренке. Поле к востоку – горитое, два других тоже слегка холмисты, первое поле песчаное, с песчаной подпочвой, в двух остальных – на пригорках песок, по большей части почва серая, с тяжелой, подзолистой подпочвой. Лес смешанный».
В селе проживало 77 семей (487 человек). 16 из них были безземельными. Люди занимались как сельским хозяйством, так и сапожным промыслом. Скот пасли на арендованной земле. Сапожники были местными, то есть работали в Глебово, но детей для обучения ремеслу отдавали в другие места. В селе два трактира вели торговлю.
Грамотность сельчан была низкой: из 214 мужчин лишь 78 могли писать и читать, а из 273 женщин – только 6. В открытой в 1872 году трехгодичной школе обучались 8 мальчиков и 9 девочек.
В намоленном Богоявленском храме находятся многократно мироточившие иконы: «Скоропослушница», «Отрада и утешение», написанные на Афоне, Нерукотворный образ Господа, образ святого благоверного князя Александра Невского, которые слывут чудотворными. Икону Божией Матери «Скоропослушница» подарил храму местный богач – купец Николай Иванович Иванов, владевший чайной и магазином в двухэтажном доме, который находился посреди села Глебово. Привез он эту икону с Афонских гор в память о своем единственном сыне, утонувшим по малолетству в местной речушке, впадавшей в Хотчу (место это до сих пор так и называется «Петькина яма»).
Говорят, икону везли водным путем сначала по морю, а потом по Волге и Хотче, которая тогда была судоходной. И уже от Хотчи несли ее крестным ходом до села Глебово, а женщины выстилали дорогу вышитыми вручную белыми полотенцами.
Накануне дня празднования иконы – в Михайлов день – служили всенощную, народу в храме собралось видимо-невидимо, а на другой день, 22 ноября, служили утреню, потом икону несли домой купцу, что ее подарил, и служили там молебен, а маленький образ этой иконы носили по домам. О том, что купец этот – лицо действительно существовавшее, свидетельствует документ – прошение Его Высокопреосвященнейшему Савве, Архиепископу Тверскому и Кашинскому от крестьянина д.Полутьево Агафона Онисимова от 20 января 1884 года, за которого по неграмотности подписался «села Глебова крестьянин Николай Ивановъ Ивановъ». Возле храма (справа посередине) была могила купца с чугунным памятником с изображением иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Когда-то на образе «Скоропослушница» была серебряная риза, но во времена изъятия церковных ценностей в 1920-х годах ее сняли и отнесли в сельсовет.
На обороте иконы сохранилась надпись: «Икона сия написана и освящена на Святой горе Афон в Русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона Монастыре, от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умиленно к ней, пред пречистым Ея образом. 1888 г.»
Известны многочисленный случаи исцеления различных болезней от этой иконы, о чем свидетельствуют оставленные в дар нательные крестики, цепочки и другие украшения.
Икона мироточила, когда после почти годичного перерыва возобновили чтение акафиста. Хотя необычные «капельки масла» на иконе наблюдали уже несколько лет тому назад. Знаменательно, что в период мироточения состоялось приходское собрание, на котором был избран новый приходской актив и староста.
Категория: История района | Добавил: alaz (08.05.2012)
Просмотров: 2008 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи революция Шаров Карманов Клычков Экология Дубна юность Салтыков-Щедрин Великий Двор больница Промсвязь спутник хлебокомбинат комсомол Дюков Иванов Красное знамя Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Докин АБЗ Спас-Угол школы совхоз Талдом Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова Доброволец Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов Измайловский Хлебянкина Вотря Саватеев война Романов
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz