Пятница, 29.03.2024
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Люди нашего края [530]
Пламенные революционеры [19]
Интеллигенция [207]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Персоналии » Интеллигенция

Дмитрий Прокофьевич Антонов
В Талдоме его знают все: высокий, с заметной сединой, неторопливый, внимательный. Встретившись с ним, многие отмечают про себя; «Он все такой же, Дмитрий Прокофьевич», и прежде всего справляются о его самочувствии. А старый учитель сам опережает: «Ну, как дела? Что-то у вас, вижу, настроение не то...». Замечает все, как и тогда, когда вы сидели за партой, а он стоял за учительским столом. И тут не скрывай, рассказывай. Если и впрямь что огорчило — успокоит, ободрит, если есть радость — разделит ее участливо, по-свойски. Как знать, то ли стремясь найти чуткого и мудрого собеседника, то ли отдать дань уважения своему первому педагогу, но никогда не обходят его дом бывшие ученики. Одни сами стали учителями, как например, преподаватель литературы в Станковской школе Ф.А.Соколова, другие — военными воспитателями (К.А.Бурилов, полковник авиации, Н.Т.Давыдов, тоже полковник), третьи — заслужили ученых степеней (В.И.Кореньков — профессор, доктор технических наук). У него воспитанников сотни. И заняли они достойное место в жизни. А значит, педагог не зря тратил время на формирование их характера, не зря с такой терпеливостью открывал им окно в большой мир. Он почти тридцать лет преподавал русский язык и литературу в Талдомской средней школе. Предмет сложный, трудный и ответственный. Ведь литература воспитывает нpaвственность и высокую гражданственность. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Горький, Шолохов - первые наставники юности. Дмитрий Прокофьевич учил понимать этих авторов глубинно, оценивать не заученными словами, а по-своему. Поэтому и сочинения его воспитанников были с размышлениями. Прошло вот уже целых шесть лет как он на пенсии, но еще помнит сочинения тех ребят, которые особенно порадовали.
— Каким оптимизмом, какой верой в победу, — говорит Дмитрий Прокофьевич, — дышали сочинения ребят, посвященные героям Отечественной войны! Могли его воспитанники посвоему сказать об Онегине. Григории Мелихове, Андрее Соколове...
Я спросил Д.П.Антонова, какими путями, на его взгляд, сейчас следовало бы словесникам и литераторам учить школьников грамотности, более успешно прививать им любовь к литературе.
— Надо меньше опекать, — отвечает старый учитель, — вырабатывать у детей навыки самостоятельности, больше проводить факультативных занятий. Ребята пошли развитые, начитанные, их надо увлекать своим предметом. Для этого не стоит жалеть ни времени, ни сил.
И самому ему приходилось прихватывать ночи, чтобы обучать не только молодежь, но и их родителей. С 1922 года по 1934 год он работал в Нушпольской начальной школе. Днем учил детей, а вечером — их отцов и матерей (90 человек посещали кружок ликбеза). К тому же, сам учился заочно в Московском пединституте.
Педагогический опыт очень пригодился ему, когда его назначили инспектором РОНО. Затем десять лет был директором Талдомской средней школы и вплоть до выхода на пенсию преподавал здесь. Учителя, с которыми он работал, знают его как умелого педагоги, чуткого товарища. И не только за эти качества ценили. Антонов всегда находил время для общественной работы — шестнадцать лет бессменно был депутатом горсовета, считался в районном обществе «Знание» неплохим лектором.
Егo заслуги высоко оценены. Награжден значком «Отличник просвещения», орденом Трудового Красного Знамени. А самая высокая награда, в которой как бы воплощается смысл его работы, — орден Ленина. Почти двадцать лет носит он его на лацкане праздничного пиджака.
Вечерами, когда на его столе остается дожидаться следующего дня недочитанная книга (Дмитрий Прокофьевич любит документальную литературу, вчера взял в библиотеке «Заговор послов». «О писателе и друге Новикове-Прибое»), он частенько вспоминает бывших учеников. Вот ведь память! Видит юного любознательного Юрия Градова. который сейчас работает в издательстве «Международной книги», Михаила Кудряшова, ныне сотрудника посольства в США, и многих-многих других. Да к как не вспомнить, когда то в центральной прессе встретит фамилию воспитанника, то сувенир или книгу в руки возьмет — с дарственной надписью от учеников.
И нынешние школьники напоминают ему тех, своих. Он желает, чтобы и сегодняшние подростки тоже стали хорошими людьми, избрали бы в жизни специальность по способности. И тут многое зависит от педагогов.
— Вот, прочитайте, - протягивает мне Дмитрий Прокофьевич тетрадь с записями, — мне хотелось поделиться с учителями мнением о воспитании ребят в старших классах.
В его записках — ценные наблюдения, хорошие советы. Написаны они со знанием дела, по-учительски вдохновенно.

П. Мякотин

Категория: Интеллигенция | Добавил: alaz (09.06.2008)
Просмотров: 816 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов голиков Квашенки Павловичи революция Шаров Карманов Клычков Экология Дубна юность Салтыков-Щедрин Великий Двор больница Промсвязь спутник хлебокомбинат комсомол Дюков Иванов Красное знамя Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Докин АБЗ Спас-Угол школы совхоз Талдом Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова Доброволец Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов Измайловский Хлебянкина Вотря Саватеев война Романов
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz