Среда, 19.02.2020
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Люди нашего края [521]
Пламенные революционеры [19]
Интеллигенция [204]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Персоналии » Люди нашего края

Эх, путь-дорожка фронтовая...!
Когда началась Великая Отечественная война, мне было двадцать лет. Работала в обувной артели заготовщицей. О своей мирной профессии пришлось забыть. Скоро женщины и девчата в нашей артели уже шили обмундирование для солдат, плащ-палатки, теплые рукавицы. Приятно было сознавать, что мы своим скромным трудом помогаем фронту, нашим мужчинам-солдатам, которые безжалостно громят врага.
Однажды пришли к нам в артель представители райвоенкомата и предложили девчатам записаться на районные курсы шоферов при военкомате. Трое девчонок согласились, в их числе была и я. Подали заявления и после работы учились держать в руках «баранку». Через три месяца учебы нам выдали удостоверения водителей-стажеров — мне, Клавдии Макаровой и Воробьевой (к сожалению, забыла имя этой девушки). Сразу же нас призвали в армию.
Помню, мы вместе с другими девчатами из нашего района прибыли в Москву на пересылочный пункт. Выдали нам военное обмундирование. Водительских прав у нас еще не было. И нас направили вгород Бронницы, где располагался учебный автополк. В течение шести месяцев мы закрепляли полученные знания, проходили и строевую подготовку.
Из нашего района в автополк попали также Александра Рожкова и Наталья Петухова. Александра сейчас живет в микрорайоне "Юбилейный», мы с ней часто видимся, вспоминаем войну. А с Натальей, которая живет в Евпатории, встречаемся реже, но ведем постоянную переписку.
...После учебы нас стали распределять по боевым частям. Пришлось расстаться с подругами еще на одном пересылочном пункте — под Тулой. Это было в 1943 году. Меня отправили в 76-ю отдельную танковую бригаду, которая тогда находилась под Тулой, близ села Богучарово. Была зачислена в зенитную роту. Получила новенькую машину с зенитной установкой. При моей машине был боевой расчет: наводчик, заряжающий — всего 7 человек. А пока, временна, я была направлена на бензовоз. Возила горючее для танков. Когда часть была полностью укомплектована, мою машину с зенитной установкой вместе с другой техникой погрузили на железнодорожный состав... Мы ехали по направлению к Белорусскому фронту.
Во время нашего пути были и налеты на эшелон. Много пришлось повидать. И хотя по-настоящему мы закалились только в бою, мужали мы, учились подавлять в себе страх в этом пути к фронту...
Что же делать, время выбрало нас. На нашу долю выпали суровые тяготы войны. Но мы выстояли и горды этим. Мы победили!
Почти сорок лет прошло с того дня, когда прогремели последние залпы второй мировой. Но живы в памяти воспоминания, от которых порой тяжело на душе... Пусть же будет всегда над нашей планетой чистое. мирное небо! Пусть цветут сады, колосится хлеб, растут счастливыми наши дети! Мы сражались за это.
О. РАДКЕВИЧ.

Вот такое простое изложение о себе. За каждым его словом — дни, месяцы трудных испытаний, выпавших на долю двадцатилетней девушки. Захотелось подробнее узнать о фронтовых буднях ветерана. Наш корреспондент Е. Шутко побывала у Ольги Александровны Радкевич и побеседовала с ней.
— Ольга Александровна, с каким чувством уходили вы на фронт?
— Была одна мысль — разгромить врага. Мстить фашистам за слезы осиротевших детей, овдовевших солдаток. Знаете, какое-то ожесточение, гнев охватили тогда...
А дома, конечно, поплакали. Непросто это: отпустить дочь на фронт. Но ведь я была лишь одна из многих, покидавших свой родной дом для битвы с врагом.
— В одной из песен поется, что самый трудный бой — последний, когда для победы надо всего-то «еще немного, еще чуть-чуть». А первый бой — каким вы его помните?
—Это было после форсирования Вислы. Скажу немного и об этом. К тому времени уже привыкла к свисту пуль, к взрывам снарядов. А вот когда прибыла в район переправы, стало жутко. Мостовая переправа была наведена из понтонных парков. Казалось, надо быть водителем-виртуозом, чтобы одолеть ее. Близкие волны Вислы наводили страх.
Мое состояние заметил один пожилой майор, руководивший переправой. Сказал мне: «Ну, девчонка, смотри, я буду идти впереди, а ты на малом газу следуй за мной. Головой не верти по сторонам. Смотри на мою фуражку. Будет порядок!».
Река показалась ужасно широкой. Впилась глазами в фуражку майора. Последние метры. И вот моя машина - на другом берегу, Утерла рукавом пот со лба. Майор поцеловал меня по-отечески, в лоб. Молодец, говорит...
А после форсирования мы сразу заняли оборону. Тогда я и приняла свое боевое крещение. Мы, зенитчики, прикрывали наши танки от воздушных налетов врага. Нашему, третьему взводу, тогда, можно сказать, повезло. А вот первый взвод полностью погиб в этой схватке.
И сейчас помню: как воронье, совсем низко над землей кружились вражеские самолеты... А мы шли вперед!
— Ольга Александровна, вам пришлось освобождать от фашистов польскую землю. Как встречали советских воинов-освободителей поляки?
—Это были очень трогательные моменты. И радость, и слезы... Помню, как въехали мы в июле 1944 года в город Люблин. До освобождения Варшавы он играл роль временной столицы Польской республики. Поляки высыпали нам навстречу, приветствовали нас радостными возгласами.
Какой-то двенадцатилетний исхудавший мальчик подбежал ко мне с букетом цветов. «Пани шофер!» — произнес мальчуган и с улыбкой протянул мне цветы.
На территории освобожденных городов мы становились свидетелями чудовищных зверств немецких оккупантов. В предместье Люблина гитлеровцы создали лагерь массового уничтожения людей — Майданек. Одновременно здесь содержались 45 тысяч человек. Заключенных подвергали зверским истязаниям, расстреливали, удушали газом в специально оборудованных камерах... Слезы стояли на глазах. И только в бою можно было дать выход ненависти к врагу, владевшей каждым...

И после войны Ольга Александровна Радкевич не рассталась с баранкой. Двадцать шесть лет водила она по Талдомскому району самый различный транспорт. Сколько же километров военных и мирных дорог исколесила за свою жизнь женщина-шофер! И какая удивительная верность профессии, с которой, как ни странно, сроднила ее война!
У Ольги Александровны есть боевые награды — медали «За победу над Германией», «За боевые заслуги», множество юбилейных медалей. Но разве ими измерить мужество женщины-фронтовички?!
Представьте такой эпизод. На Варшавском шоссе внезапно встала машина, которой управляла Ольга Александровна. И вдруг - налет вражеских самолетов. Зенитчики спрыгнули с машины, «нырнули» в кювет. А двадцатилетняя Ольга устраняла неисправность в машине. И устранила. Разве это не мужество!.. С праздником вас, дорогая Ольга Александровна!

Категория: Люди нашего края | Добавил: alaz (30.08.2009)
Просмотров: 460 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Великий Двор война Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов революция голиков Квашенки Павловичи Красное знамя Шаров Карманов Хлебянкина Экология Дубна юность больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол Иванов Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова спутник Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Доброволец почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Дюков Докин АБЗ Спас-Угол школы Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова совхоз Талдом Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов
    Copyright MyCorp © 2020
    Сайт управляется системой uCoz