История села Великий Двор уходит в глубь веков. В прошлом оно было небольшим селением и стояло среди дремучих лесов и болот. Человек редко проникал в таинственные леса, не решался заходить в глубину неведомых дебрей, населенных множеством диких зверей. В нетронутых человеком лесах водились тогда медведи, волки, рыси, кабаны. С основанием Петром города Петербурга 1703 году возросло значение тракта, который соединил Москву с Петербургом. В связи с этим в Великом Дворе был построен новый большой постоялый двор и почтовая станция (ям) с большим числом перекладных лошадей. Песни, свист ямщиков и звон бубенцов оглашали окрестности. Большой славой и уважением пользовались тогда ямщики Морозовы, Копыловы, Строгановы. Последним ямщиком Великого Двора был Михаил Строганов, по прозвищу Курушин. Высокое мастерство управления русскими тройками, упряжкой цугом (цуг - запряжка гуськом трех пар лошадей), свое удальство он демонстрировал еще в 1926 году. Без него не обходилась ни одна деревенская свадьба. В 1851 году была построена и открылась железная дорога Петербург-Москва. Тогда эта дорога называлась Николаевской, теперь - Октябрьской. Открытие железной дороги резко отразилось на проезжем тракте. Все меньше и меньше стало на дорогах, связывающих Великий Двор с внешним миром, лихих упряжек. Первое упоминание о Великом Дворе в актах относится к 1719 году. Это подтверждают данные музеев городов Кимры, Углич, Калинин. 22 апреля 1984 года исполнится 55 лет со дня основания промколхоза, который великодворцы решили назвать именем великого Ленина. Первым трактористом в колхозе был семнадцатилетний комсомолец Александр Лебедев. В нынешнем году великодворцы отметили 60-летие открытия в своем селе клуба - первой культурной точки. Исполком Великодворского сельского Совета, совет ветеранов войны и труда при исполкоме планируют провести торжества, посвященные юбилейным датам истории села Великий Двор. |