Суббота, 22.02.2020
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Зарисовки [145]
История района [188]
Война [137]
Революция [16]
Промыслы [25]
Воспоминания [51]
Официальные документы [22]
Промышленность [34]
Сельское хозяйство [68]
Другие предприятия [77]
Муниципальное управление [46]
Культура и спорт [90]
Охрана порядка [15]
Природа [24]
Образование [90]
Здравоохранение и социальная защита [38]
Персоналии [744]
Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г. [124]
Литературная страничка [51]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История района

КРАЙ ЗАСЕЛЕН ИЗДРЕВЛЕ
Прежде чем приступить к изложению материалов, связанных с пятидесятилетием совхоза, нам надо, пожалуй, сделать экскурс в историю нашего края, ознакомиться с некоторыми давними событиями хотя бы в общих чертах. Сразу оговоримся: обзор будет относиться лишь к территории, входящей в нынешние границы хозяйства.
Разбирать историю нашего края, происхождение населенных пунктов интересно, но очень трудно. Нужен поиск, причем в самых разнообразных документах. Народные предания предлагают десятки предположений, каждое из которых надо проверить, отсеяв при этом налипшие за века домыслы.
Недавно отмечалось трехсотлетие Талдома — города, давшего наименование нашему совхозу. Краеведам так и не удалось выявить события, связанные с его основанием, раскрыть секрет названия. Хотя в их распоряжении было несколько версий. Одна из теорий утверждает, что слово произошло от татарского становища, в котором жил князь Талдуй. Другая — от финского слова Тал-талуден, в русском переводе – хозяйственный.
Многими версиями о происхождении нашего города располагают кимрские, калязинские и кашинские краеведы. В некоторых из них объясняется, что во времена татаро-монгольского ига в этих местах существовал населенный пункт, в котором жили ханские сборщики дани. Поселение стояло на речке, по которой в весенний разлив дань отправлялась на лодках по Дубне и далее – к Переяславлю-Залесскому.
Материалы кимрского музея предлагают еще одно предположение, которое кажется реальным. В первой четверти XVII века царь Михаил Романов приказал расселить кимрских башмачников по окрестностям – сорок верст от свободы во все стороны, а часть их направить в Арзамас. (Как мы знаем, в Арзамасе сложился новый обувной район России, «башмачные» деревни в большой массе появились и у нас. Но тогда ли зародился Талдом?
Эти версии одними отвергаются, другие ищут в них разгадки. Есть серьезное обстоятельство, запутывающее поиск.
Татаро-монголькое иго прекратилось в России через сто лет после Куликовской битвы, около 1480 года, когда московские князья не стали платить дани Золотой Орде. А официальное упоминание Талдома датируется еще двумя столетиями позже, 1677 годом. Естественно, в междуцарствии царя Алексея Михайловича и Петра I уже не могло быть речи о татарских сборщиках и наименованиях в их честь. Значит, можно предположить, что наименование появилось гораздо раньше первого официального упоминания о Талдоме.
Где же потерянное звено между необъясненными Талдуем или Тал-талуденом и Талдомом?
Тут могут помочь так называемые «Дозорные книги посадских и ямских дворов», которые заполнялись на Руси в допетровскую эпоху скрупулезно примерно раз в пятьдесят лет. В таких книгах записывались каждый человек и населенный пункт, учитывались беглые, луга и пашни, приданные поселениям и т. д.
В Дозорных книгах 1614 года Талдом, как нам стало известно, не упоминается. Вероятнее всего, его тогда не было. Прежний населенный пункт был сожжен вместе с Белым Городком, Ильинским Погостом (недалеко от нынешнего Григорова) и рядом других населенных пунктов во время набегов поляков, во главе с паном Лисовским в 1608— 1609 годах.
Позже оставшиеся в живых жители могли построить новое селение, дав ему старое название.
Мы постараемся найти местонахождение Дозорных книг XVI века, и если наш поиск завершится удачно, то откроется путь для раскрытия тайны происхождения и названия города.
Если говорить в целом о наших местах, то заселены они очень давно. Первые поселения в границах нынешнего совхоза возникли по Дубне. Это подтверждается тем фактом, что еще в двадцатые годы в деревне Устье-Стрелки находили кремневые долота, а в Кривце и Кутачах—железные стрелы, монеты XIII и XIV веков.
В некоторых источниках упоминаются битвы русских крестьян с татаро-монголами в середине XIII века.
Сопоставляя исторические данные, можно предположить, что битва произошла в 1262 году в тот период, когда против ига поднялись порода Владимир, Ростов, Суздаль и другие.
Река Дубна несколько столетий назад представляла внушительный водный путь, начиналась она недалеко от городов Переславль-Залесский и Юрьев-Польский — в самом центре засилья татаро-монголов на северо-западе Руси. Конечно, они могли пользоваться этой «дорогой» для сбора дани и со стороны Владимиро-Суздальского княжества и со стороны Тверского.
Устье-Стрелки упоминаются при описании времен Ивана Грозного. Документы кимрского краеведческого музея подтверждают, что Иван Грозный, добираясь от Москвы к Волге, плыл по реке Сестре, затем возле Устье-Стрелки заходил на Дубну. Среди особо древних деревень отмечается Веретьево.
Заметим кстати, что анализируя печатные труды знатока истории наших мест Л.Крылова, можно придти к выводу: особо древних поселений по Дубне (в границах нынешнего совхоза) сохранилось мало. Они не выдержали испытания временем — сгорели, вымерли от эпидемий и заброшенными разрушились. Возможно, часть из них погибла насильственно при татарских набегах, распрях между московскими и тверскими князьями, во время активного преследования стрельцов и старообрядцев, бежавших при Петре в лесную глухомань Подмосковья. Век большинства ныне существующих деревень не превышает, видимо, двух-двух с половиной столетий.
Среди особо старых деревень совхоза, не относящихся к дубненской группе, следует упомянуть Волдынь, Лебзино, Сляднево, Ябдино. В начале XVII де¬ка, по крайней мере, все они существовали, числились в составе кимрской вотчины царя Михаила, затем были раздарены сановникам и родственникам царя. Лебзино, например, попало в руки жестокой графини Скавронской.
В помещичьи владения входило всего пять или шесть деревень, но Талдом и окружающие его населенные пункты числились собственностью архиепископа Тверского, а придубненские относились к Воскресенскому девичьему монастырю.
Надо заметить, однако, что земли церковникам выделялись не бездумно. Здесь было мало церквей, но в лесах пряталось немало старообрядческих скитов. Один из них находился недалеко от Великого Двора.
Русским церковникам, да и царям казалось нежелательным иметь старообрядцев в сравнительной близости от Троице-Сергиевской Лавры.
Кустарный промысел стал бурно развиваться в конце XVIII века, когда был построен тракт из Москвы на Петербург. Сначала он проходил через Великий Двор, а с 1861 года строители развернули строительство его по линии от Талдома на Квашонки и Белый Городок.
Сельское хозяйство развивалось медленно, по-существу оставаясь столетиями почти на одном уровне.
Категория: История района | Добавил: alaz (05.12.2007)
Просмотров: 1364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Великий Двор война Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов революция голиков Квашенки Павловичи Красное знамя Шаров Карманов Хлебянкина Экология Дубна юность больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол Иванов Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова спутник Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Доброволец почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Дюков Докин АБЗ Спас-Угол школы Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова совхоз Талдом Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов
    Copyright MyCorp © 2020
    Сайт управляется системой uCoz