Среда, 19.02.2020
Талдомские хроники
Меню сайта
Категории
Церкви [26]
Населенные пункты [255]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Церкви

Талдом - храм Михаила Архангела
25.11.2007, 17:01

Храм Архангела Михаила

История храма

Деревянный храм в с. Талдом Калязинского уезда Тверской губернии существовал, видимо, еще в XVII веке. Известно, что в 1749 году священником в храм назначается Антипа Федоров, служивший в Талдомском храме 10 лет диаконом, и в это время (в 1744 году во время второй подушной переписи) приход составлял 225 дворов, а причт состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1765 священник Антипа Федоров просит Тверского архиерея разрешить подрубить необходимое число венцов, поскольку церковь "пришла несколько с фундаменту в обветшание", а также в этом прошении он указывает, что крестьяне-прихожане "желают, чтобы при этой церкви вновь с северной стороны пристроить придел во имя святого пророка Илии". Следовательно, когда-то ранее, до какой-то перестройки этот придел существовал, но не был восстановлен. При перестройке обнаружилась гнилость церкви с северной стороны, и потребовалось разбирать всю церковь, на что было получено разрешение архиерея. В марте 1767 года перестройка церкви и пристройка придела были закончены, а в мае они были освящены. В 1774 году следующий священник Александр Антипов просит архиерея исправить недостатки в приделе пророка Илии, возникшие из-за использованного при строительстве сырого леса, а также просечь в этом приделе окно и нарубить вверху колокольни "пристойное число венцов для лучшей красоты и пристойности". Однако через четыре года после этих работ - 31 мая 1778 года - в селе случился большой пожар, во время которого сгорело много домов и вместе с ними и церковь. Пожар вверг жителей Талдома в большое разорение. Однако уже в июне 1778 года они просили архиерея разрешить строить новую деревянную церковь. Архиепископ Арсений "рассудил, что непристойно быть в селе нашем деревянной церкви, а быть каменной" и дал указ, что по такому "великоприходству следственно быть каменной церкви". Прихожанам разрешалось строить новый храм при условии, что он будет только каменный. В ответ на это прихожане обещали построить каменный храм, а пока просили построить новую или купить старую деревянную церковь, поскольку "служба Божия не совершается, а поблизости церквей нет, мы лишась службы Божией, скучаем". Архиерей благословил купить старую деревянную церковь, которая нашлась в с. Зятьково, где была построена новая. Прошло 10 лет, прежде чем прихожане оправились от пожара, и в июне 1789 года была получена грамота на строительство каменного храма. В марте 1794 года прихожане писали Тверскому архиерею, что по недосмотру не написали о приделе пророка Илии, бывшем в сгоревшем храме, и что они желали строить новую церковь с этим приделом и еще одним - во имя святителя Николая, на что и просили благословения. По заданию архиерея благочинный священник Алексей Андреев проверил готовность прихода к постройке. 17 декабря 1800 тот же благочинный сообщал епископу Павлу, что 30 сентября 1800 года каменное здание церкви окончено "во всей исправности", что в ноябре оба придела церкви приготовлены, и он просил разрешение на их освящение. 7 января 1801 года состоялось освящение обоих приделов храма. Сам же храм Архангела Михаила достраивался еще семь лет и только в январе 1808 года "тщанием прихожан был приведен к благополучному окончанию" и мог быть освящен. Освящение храма состоялось в июне 1808 года. В последующие годы храм постоянно благоукрашается. В январе 1812 года происходит замена деревянной крыши на железную. В 1817 году церковь штукатурится снаружи, так как до этого церковь была только "отбелена одним прыском и вся уже облиняла". В июне 1820 года устраивается в церкви "по приличным местам стенное писание". В марте 1825 года строится вокруг храма ограда, а поскольку в селе бывают еженедельные ярмарки, то в ограде размещаются торговые лавки в пользу церкви. Уже с начала XIX века храм был двуштатным и его причт составлял в 1825 году: 2 священника, 1 диакон. 2 дьячка, 2 пономаря. Имеются сведения, что в 1861 году в селе Талдоме уже имеется сельское приходское училище, в котором учились сельские дети обоего пола. Из прошения в консисторию, написанном в мае 1867 года, известно, что в трапезной части за 60 лет прошедшие после постройки храма почти ничего не обновлялось, кроме степной живописи, которая за 40 лет обветшала, и что иконостасы приделов пророка Илии и святителя Николая "отжили свой век и остарели до того, что требуют замены новыми". В этом же 1867 году живопись была поновлена, иконостасы с новыми иконами поставлены, престолы после ремонта утверждены на своих местах и приделы вновь были освящены. В 1890-х годах храм претерпевает серьезную реконструкцию. Сохранился эскизный проект реконструкции, разработанный архитектором Л.П. Виноградовым в 1894 году. Также сохранились чертежи некоторых деталей храма, где видны изменения, внесенные архитектором и первоначальный вариант проекта. Эти чертежи датированы 1895 и 1896 годами.

В 1925 году храм закрывается. В последующее время в храме размещались различные организации. Последние годы перед открытием храма здесь находилась обувная фабрика. В 1990 году в г.Талдоме была организована община верующих. В 1991 году она была зарегистрирована, и здание храма было передано верующим. Первое время богослужения совершались в двухэтажном здании, находящемся рядом с храмом и являвшееся складским и административным зданием обувной фабрики. После передачи храма и других пристроек к нему, принадлежащих обувной фабрике и до сего времени богослужения совершаются в восточной пристройке к храму - со стороны разрушенного алтаря храма. В помещении, где вначале проходило богослужение, была оборудована крестильня. Через некоторое время крестильня с баптистерием для крещающихся была оборудована на втором этаже пристройки, где совершается богослужение. Летом 1997 года был снесен второй этаж над зимней (трапезной) части храма, который был надстроен в советское время. В это же время были проведены работы по укреплению купольной части храма и начаты работы по установке угловых куполов. Осенью 1998 года был установлен центральный барабан и купол храма. В конце ноября и начале декабря центральный купол был обшит металлом "под золото" и установлены кресты над куполами храма (над центральным и 4 угловыми). Осенью 1998 года начаты работы по укреплению стен трапезной части храма.
В 2008 году над храмом должна была вознестись колокольня.


Помощник настоятеля церкви села Талдома Калязинского уезда Иоанн Волков указом Святейшего Синода от 16 февраля 1879 года за № 487, назначен на службу в Иркутскую епархию, на его же место 28 того же февраля определен священник Павел Шуткин.
"Тверские епархиальные ведомости" 6-1879 г.

Исправляющий должность псаломщика села Талдома Калязинского уезда Иван Судаков 9-го апреля сего года помер, а на его место 8 мая зачислен в штат сверхштатный дьячек той же церкви Федор Троицкий.
"Тверские епархиальные ведомости" 11-1884 г.

На праздное священническое место к церкви села Бабья Вышневолоцкого уезда 15 ноября минувшего года перемещен священник села Талдома Калязинского уезда Феодор Никольский.

Псаломщик Калязинского Николаевского собора Иван Колтыпин резолюцией Его Высокопреосвященства 17 мая определен во дьякона к церкви села Талдома, Калязинского уезда; на его место 22 мая определен воспитанник семинарии Алексей Судницын.
"Тверские епархиальные ведомости" 10-1885 г.

На праздное священническое место к церкви села Талдома Калязинского уезда 4 декабря минувшего года рукоположен учитель Великодворской церковно-приходской школы Михаил Крестников.
"Тверские епархиальные ведомости" 1-1896 г.

Священники
1717 - священник Георгий Матвеев (ок.1668-?)
до 1739 - священник Дмитрий Егоров
1739 - священник Василий Федоров (ок.1698-1747), сын священника погоста Никольского в Сельцах Федора Самойлова, зять священника с.Талдом Георгия Матвеева, рукоположен из дьякона
1747 - священник Антипа Федоров, (ок.1711-?), рукоположен из дьяконов, в 1773 г. расстрижен за убийство дьячка Ивана Васильева
1757 - священник Алексей Васильев, (1728-после 1784), сын священника с.Талдом Василия Федорова, рукоположен из пономарей, в 1784 г. выбыл в монашество
1778 - священник Александр Антипов, сын священника с.Талдом Антипы Федорова
1784 - священник Петр Алексеев Белюстин (ок.1751-1816), сын священника с.Талдом Алексея Васильева, рукоположен из дьячков Иоакимовской церкви Кашина
1785 - священник Василий Яковлев (1763-?)
1816 – священник Максим Иванов Белюстин (ок.1779-после 1844), сын дьякона с.Космодамиановского-Зайцева Калязинского уезда Ивана Иванова, перемещен из с.Абрамово Корчевского уезда
1818 - священник Петр Михайлович Драницын (1793-после 1863), сын священника с.Белеутова Кашинского уезда Михаила Михайлова Драницына, зять священника с.Талдом Василия Яковлева
1835 – священник Федор Соколов
1835 - священник Федор Афанасьевич Ушаков (1813-1886), сын дьякона с.Рождества при Вьюлке Афанасия Иванова Ушакова, зять священник с.Талдом Максима Иванова Белюстина
1858 – священник Иван Лавров, перемещен из священников армейского ведомства
1861 - священник Дмитрий Федорович Хотчинский (ок.1837-?), сын священника Троице-Нерльской слободы Федора Львова Хотчинского, зять священника с.Талдом Петра Михайлова Драницына
1868 – священник Василий Федоров Белюстин (1818-1890), сын священника Троице-Нерльской слободы Федора Львова Хотчинского, перемещен из с.Губина Калязинского уезда, в 1870 г. перемещен в с.Васисино Калязинского уезда
1873 – священник Иван Соколов
1876 - священник Иван Яковлев Волков, в 1879 г.перемещен в Иркутскую епархию
1876 – священник Николай Александров Волков (ок.1848-1904), зять священника с.Талдом Федора Афанасьева Ушакова
1879 – священник Павел Шуткин
1881 – священник Федор Никольский, в 1895 г. перемещен к церкви с.Бабья Вышневолоцкого уезда
1895 – священник Михаил Георгиев Крестников (ок.1872-?), сын священника с.Спасского-Квашенок Георгия Николаева Крестникова, зять дьякона погоста Георгиевского на Хотче Нила Александрова Завьялова
1902 – священник Георгий Иванов Судаков (ок1862-?), сын псаломщика с.Талдом Ивана Константинова Судакова (?),перемещен от с.Большой Березуй Зубцовского уезда

Дьяконы
1717 - дьякон Федор Севастьянов (ок.1692-?)
1720 - дьякон Василий Федоров (ок.1698-1747), сын священника погоста Никольского в Сельцах Федора Самойлова, зять священника с.Талдом Георгия Матвеева, рукоположен во священника
- дьякон Антипа Федоров (ок.1711-?), в 1747 г. рукоположен во священника
1780 – дьякон Александр Степанов
- дьякон Иван Сергеев Преображенский ( -до 1850)
– дьякон Михаил Александров Козлов (до 1850)
1843 – дьякон Семен Алексеев Новоселов (1817-?), в 1869 г. перемещен в Екатеринославскую епархию
1885 – дьякон Иван Мефодьев Колтыпин (ок.1863-?), рукоположен из псаломщиков Николаевского собора Калязина

Дьячки
1717 - дьячек Артемий Стефанов (ок.1668-?)
1757 – дьячок Федор Васильев (1734-1793), сын священника Василия Федорова
1761 - дьячок Иван Васильев ( - ок.1773), сын священника Василия Федорова
1771 – дьячок Иван Иванов (1756-1827), сын дьячка с.Талдом Ивана Васильева, в 1799 г. рукоположен в дьяконы с.Космодамиановского-Зайцева Калязинского уезда
1794 – дьячок Георгий Федоров Белюстин (1780-после 1850), сын дьячка с.Талдом Федора Васильева
1819 – дьячок Федор Васильев, перемещен в погост Рождественский в Бачуниной слободе Калязинского уезда
1820 – дьячок Егор Иванов, перемещен из дьячков погоста Рождественского в Бачуниной слободе Калязинского уезда
1838 – дьячок Иван Константинов Судаков (ок.1816-1884), зять дьячка с.Талдом Георгия Федорова Белюстина, перемещен из пономарей с.Ушакова Калязинского уезда (впоследствии псаломщик)
1850 – дьячок Семен Иванов Коноплин (ок.1800-?)
1850 – дьячок Иван Семенов Вишняков (1797-1851)
1851 – дьячок Василий Иванов Вишняков (ок.1837-1908), в 1862 перемещен в пономари, сын дьячка с.Талдом Ивана Семенова Вишнякова
1853 – дьячок Федор Михайлов Троицкий (1832-1915), зять дьячка с.Талдом Семена Иванова Коноплина

Пономари (псаломщики)
1717 - пономарь Афанасий Михайлов (ок.1662-?)
1750 – пономарь Алексей Васильев (1728-после 1784), сын священника с.Талдом Василия Федорова, в 1757 г. рукоположен в священника
1763 – пономарь Василий Иванов (1750-1809), сын дьячка с.Талдом Ивана Васильева
1780 – пономарь Матвей Антипов
- пономарь Семен Иванов, в 1806 г. перемещен к церкви погоста Троицкого в Березниках Калязинского уезда
1820 – пономарь Константин Матвеев
1837 – пономарь Яков Крестников
1837 – пономарь Алексей Ветлицкий
1837 – пономарь Василий Петров Троицкий (ок.1814-?)
1862 - пономарь (с 1885 – псаломщик) Василий Иванович Вишняков (ок.1837-1908), перемещен из дьячков, сын дьячка с.Талдом Ивана Семенова Вишнякова
1874 – пономарь (с 1889 – псаломщик) Петр Яковлевич Воскресенский (ок.1828-1902)
– псаломщик Иван Константинов Судаков (ок.1816-1884), зять дьячка с.Талдом Георгия Федорова Белюстина
1885 – псаломщик Алексей Судницын
- псаломщик Владимир Андреев, в 1908 г. перемещен к церкви с.Глебова Калязитского уезда
1903 – псаломщик Александр Николаев Воскресенский (ок.1869-?), в 1896 г. перемещен с погоста Георгиевского на Хотче
1908 – псаломщик Владимир Завьялов
1910 – псаломщик Сергей Георгиев Рождественский

Категория: Церкви | Добавил: alaz
Просмотров: 2399 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт по истории деревни Пенкино
  • Облако тегов
    Великий Двор война Машатин Крылов старый Талдом Корсаков Собцов революция голиков Квашенки Павловичи Красное знамя Шаров Карманов Хлебянкина Экология Дубна юность больница Промсвязь Измайловский хлебокомбинат комсомол Иванов Варганов кукуруза Герасимов Мирошниченко Ханаева Гринкевич Калугин Волошина русаков Федотова спутник Северный библиотека Торговля Неверов Русакова Прянишников Доброволец почта Мэо Алексеев Курочкин Колобов Парменова Местный Валентинов Дюков Докин АБЗ Спас-Угол школы Чугунов Брызгалова Брусницын Пименов Сергеев Овчинникова совхоз Талдом Комсомольский Андреев Тупицын Палилов Шишунов
    Copyright MyCorp © 2020
    Сайт управляется системой uCoz